В поисках святого Грааля: самая эффективная смазка, которая сэкономит вам деньги

Если вы из тех, кто любит чтобы велосипед работал как часы, вы уже, наверное, знаете, что цепи нуждаются в замене с той же частотой, что и задняя покрышка. Но, задумывались ли вы о причине столь быстрого износа? Трение. Да, то самое трение, которое стоит вам драгоценных ватт.

Трение проявляется в разных местах внутри цепи, в основном в точках контакта между роликами, пластинами и пинами, которые двигаются вместе, что приводит к растяжению цепи. Если игнорировать данный факт, это приведет к быстрому износу кассеты, передних звезд и содержимого вашего кошелька.

Тесты, проведенные Джейсоном Смитом (ранее Friction Facts) показали, что неправильный выбор смазки или просто грязная цепь может стоить вам более пяти ватт (при постоянном усилии в 250 Ватт). Педалируйте мощнее и количество потерянных ватт возрастет. Это, пожалуй, самый доступный и легко применимый апгрейд, независимо от того насколько вы быстры.

Австралиец Адам Керин один из тех кто стал одержим идеей выяснить, как же выбор смазки может сделать вас не только быстрее, но и может продлить жизнь вашей трансмиссии. Хотите чтобы ваша трансмиссия прослужила дольше? Хотите дополнительной бесплатной скорости? Тогда продолжайте читать.

Быстрее = Дешевле?

Когда в 2016 году CeramicSpeed приобрела Friction Facts, мир утратил независимость суждения об эффективности различных смазок. Но используя собственные методы и наработки, Керин возобновил свои независимые тесты для поиска лучших смазок среди их огромного разнообразия.

Джейсон Смит основал Friction Facts продавая свои наработки и предлагая брэндам доступ к его тестам и экспертизе, в то время как бизнес модель Керина направлена на поиск самых эффективных товаров для продажи через его онлайн магазин Zero Friction Cycling (ZFC). Он надеется, что со временем, его тесты и публикации заработают ему доверие покупателей ищущих скорость и/или долговечность апгрейдов.

“Я чувствую себя как Адам, а ZFC сейчас как Friction Facts пять лет назад – одинокий голос, ищущий честных ответов на множество неизвестных вопросов с желанием развенчать потенциально обманчивую информацию,” сказал Смит.

Прибор для измерения износа цепи

Friction Facts фокусируются на эффективности, в то время как Керин на долговечности. Он тестирует смазки, чтобы измерить износ. Адам пропускает смазки через последовательный повторяющийся процесс, симулирующий реальные условия. Смазка, при которой получается наименьший износ, получает право продаваться в его магазине.

Цель тестов – как можно ближе симулировать условия реальной езды. Не для того чтобы найти наиболее эффективную смазку на часовую разделку, но для того чтобы поехать в тур на целый день или прокатиться в дождь; или для ленивых, кто не хочет заморачиваться смазкой после каждой поездки. Тесты Керина применимы для среднестатистического велосипедиста, будь то любитель шоссер, грэвел, или МТБ райдер.

В ходе испытаний и наблюдений Керина за своими цепями и цепями покупателей, он обнаружил, что выбор смазки и тщательный уход могут стать разницей между одной цепью износившейся за 2 000 км и другой, износившейся за 15 000 км.

В конечном счете, тесты Керина направлены на выявление смазок, которые сэкономят ваши деньги за счет повышения долговечности, но все еще есть сходство с работой Смита во времена Friction Facts. Согласно Керину, износ цепи и трение связаны между собой, и, стремясь увеличить долговечность цепи, вы также получаете снижение трения.

“Смазка не может считаться высокоэффективной в реальных условиях, если она не показывает плохой результат в тесте на долговечность,” объясняет Керин.
Смит и Керин не полностью согласны в данном аспекте, хотя, возможно, это связано с разными подходами к тестированию.

“Если мы исключим грязь, например, как на треке или на очень чистом шоссе, повышенное трение не всегда коррелирует с износом,” говорит Смит. “Например, сравним новую технологичную сухую смазку, как (CeramicSpeed) UFO Drip, Molten Speed Wax, или (CeramicSpeed) UFO Chains с густой липкой смазкой. Сухие смазки, с точки зрения эффективности, будут намного быстрее густой. Тем не менее, цепь с густой смазкой покажет меньший износ.”

“Все дело в свойствах вязкости и липкости,” продолжает Смит. “Вязкость и липкость повышают трение, но не увеличивают износ цепи. Когда все факторы учтены, трение, создаваемое вязкостью и липкостью существенно перевешивает трение, создаваемое за счет износа при использовании сухих смазок.”

Тем не менее, Смит объясняет, что все меняется, когда цепь и смазка подвержены загрязнению на протяжении долгого времени.

“Фактор трения и износа при воздействии грязи, основан на количестве грязи, которое прилипает к смазке или наоборот, на ее способности отталкивать грязь.” Когда появляется грязь, износ и трение начинают коррелировать, так как грязь сильно влияет на трение.”

Тем не менее, тесты Крейна показывают очень похожие на результаты на те, что получил Смит, с постоянной тесной корреляцией между износом и самыми эффективными смазками, ранее опубликованными Friction Facts.

Как проводятся тесты

Friction Facts концентрируются на точности, используя специальные тестовые аппараты и протоколы, утверждая, что их погрешности составляют не более 0.02 Ватт. В сравнении, модифицированный станок Tacx Neo Smart Керина выглядит по-любительски, но наука, стоящая за этой системой, кажется здоровой. К шатунам приделан мотор, который производит постоянное усилие в 250 Ватт при каденсе 100.

Керин симулирует прохождение дистанции в 400 км между повторными смазками, и удваивает частоту повторной смазки в условиях с фактором грязи (например песка). Каждый тестовый блок длиться 1000 км, чередуясь с блоками без добавления грязи.

Каждый тест начинается с новой цепи, которая дополнительно измеряется перед началом. Когда цепь достигает растяжения в 0.5 мм, тест останавливается. Эта величина считается 100% износом в тесте Керина, так как 0.5 мм это обычно рекомендуемая точка при которой цепь нужно заменить пока она не начала поедать ваши звезды.

графики тестирования цепей

Тестовые блоки показывают на каком этапе что-то пошло не так, и в каких условиях смазки начинают деградировать. Некоторые очень хорошо показывают себя на первой тысяче в чистых условиях, но сразу же фейлятся как только на них попадает грязь.

Смит о тесте Керина:
“Я ценю то, что делает ZFC и думаю это дает хорошее представление о долговечности. Очень трудно идентично воспроизвести условия улицы в плане попадания грязи, но если грязь похожа на ту что есть на дорогах, если ее количество контролируется и условия повторяются от теста к тесту, то это настоящий научный эксперимент, на мой взгляд. Такой тест дает много информации о долговечности и износе, даже если не повторяет точь-в-точь условия улицы.”

Керин связан некоторыми ограничениями, так как тестирует все за свой счет. Возможно, самое серьезное – это то, что на одну смазку он проводит только один тест. Для одних это неприемлемо, а для других один контролируемый тест все же лучше, чем вовсе его отсутствие.

“Цепи сами по себе не изнашиваются одинаково, даже если это одна и та же модель,” объясняет Керин. “Так что погрешность исходит из самой цепи, а не смазки или тестового протокола.”

Важно то, что внутри

В отличие от подшипников, звенья цепи не вращаются постоянно и имеют небольшую амплитуду. Также в цепи много точек трения: между пином и пластиной, между роллером и пластиной, между внутренней и внешней пластиной на обеих сторонах.

В статье 2014 года, Смит насчитал примерно 40 000 отдельных частей механического движения в цепи при педалировании 95 об. в минуту на 53 звезде. С таким большим количеством точек контакта металла, нетрудно увидеть каким образом хорошая смазка может сохранить вам до пяти ватт мощности. Относительно низкая стоимость смазок делает их лучшим апгрейдом для вашего велосипеда на сегодняшний день.

Ранее я упоминал, что хотя Смит и Керин применяли разные подходы в своих тестах, их результаты подтверждали друг друга. Например смазка White Lightning Epic Ride показала себя самой неэффективной в тесте Смита (8.9 Ватт), она так же показала наибольший износ, пройдя менее 3000 км в тесте Керина. И с другой стороны смазка Molten Speed Wax расходовала всего 4.2 Ватта в тесте Смита и в тесте Керина показала отличную износостойкость в 6000 км.

График эффективности различных смазок

«Некоторые смазки в моем тесте показывали 100% износ уже в первом блоке “грязном” блоке, вто время как другие только 25%», - сказал Керин. «Это огромная разница в количестве стали, которая стирается изнашивающейся смазкой. Поэтому, независимо от того, дает ли лаборатория хороший результат, в реальном мире такой уровень износа является плохой новостью для производительности».

Каких смазок стоит избегать

Тесты от Friction Facts развенчали эффективность множества популярных смазок, а также байки от веломехаников. Сердца разбивались, когда фанаты таких смазок как Prolink, Phil Wood Tenacious Oil и Triflow увидели их реальную неэффективность. Тем не менее многим было все равно, так они находили в них другие преимущества: чистота, сопротивление коррозии или даже просто запах.

Но если вы включите предполагаемые эксплуатационные расходы, связанные с этим повышенным износом, результаты испытаний Керина гораздо сложнее игнорировать.

график износа в пересчете на деньги

Керин и Смит сходятся во мнении, что большинство смазок с приставкой “dry” худшие по эффективности в реальных условиях езды.
“Сухие смазки плохо держаться, испаряются” говорит Керин. “Они несут всего около 10% фактической смазки”.

Даже хуже, Керин утверждает, что использование таких смазок еще вреднее для компонентов, чем отсутствие какой-либо смазки.

А еще хуже – это аэрозольные смазки. Мало того, что они могут угодить в ваши тормоза и легкие, так они еще и содержат больше так называемого “носителя”, чем в сухой смазке.

“С точки зрения эффективности, я советую избегать густых маслянистых смазок”, - пояснил Смит. “Эти смазки могут проявлять более высокие уровни изначального трения из-за своей вязкости. А когда цепь становится грязной, смазка начинает притягивать еще больше грязи. Также избегайте сухих смазок, так как там больше носителя, чем самой смазки.”

Есть исключение из этого правила – МТБ гонка в грязь, дождь, с переправами через ручьи. В таком случая вязкая смазка по крайней мере останется на цепи, а не просто будет вымываться.

Лучшие смазки

Основываясь на работах Керина и Смита, одна вещь ясна: хорошо смазанная цепь, которая при этом не пачкается является лучшей.

Раньше, по тестам выигрывал Molten Speed Wax, современная версия варки цепи в парафине. Воск с добавками сначала расплавляется в емкости, а затем в нее полностью погружается цепь и оставляется так, чтобы воск полностью проник во внутрь. Версия от CeramicSpeed – Ufo, еще более эффективна, утверждает Смит.

Необходимые инструменты для варки цепи в парафине

Хоть такой воск и эффективен, независимо от условий, способ его нанесения подходит не всем. Капельные смазки работают чуть хуже, но наносить их проще. Для тех кто не хочет заморачиваться, Керин рекомендует Silca NFS.

«Смазка NFS Silca - лучший выбор», - сказал он. «Это самая стойкая из всех капельных смазок, которые я проверял».

Тестирование Friction Facts показывает, что оригинальная смазка NixFrixShun (NFS) очень эффективна, обеспечивая потери в 5,48 Вт. А производители Silca утверждают, что она является модифицированной версией смазки NFS, и предполагают, что для поддержания смазки после первоначального применения требуется всего 12 капель, а это означает, что высокая цена за бутылку со временем легко сводится на нет.

Silca

Керин предполагает, что, используя смазку NFS и тщательно следя за обслуживанием, цепь может прослужить до 12 000 км, прежде чем достигнет своей точки износа. Это все еще не 15 000-километровый показатель долговечности, указанный для Molten Speed Wax, или не такой эффективный, как показывают испытания на трение, но, тем не менее, он очень впечатляющий.

Однако имеются ограничения.

«NFS Silca для бездорожья - это влажная смазка, поэтому она может цеплять много грязи», - говорит Керин.

Для тех случаев, когда NFS не подходит, южноафриканская смазка Smoove – это выбор Керина, когда речь идет о капельных смазках.

«Smoove - обоюдоострый меч; загнать ее в цепь трудновато. Зато потом, ее сопротивление езде в дерьмовых условиях просто поражает. Тем не менее, при мокрой езде необходимо будет снять и очистить цепь».

Перефразируя Керина, Smoove в достаточной степени похож на другой южноафриканский смазочный материал на основе воска, Squirt. Воск создает барьер для загрязняющих веществ, попадающих в цепь, хотя Smoove имеет более низкую вязкость и кажется, что наносится и проникает лучше. Испытания Керин доказали, что именно это прогрессивное наслоение, тщательная начальная подготовка и полное проникновение в звено цепи являются ключами к получению максимальной отдачи от этой смазки.

Smoove and Squirt

Если оглянуться назад на предыдущие заявления Смита, выясняется, что Squirt (потеря 4,51 Вт) раньше была рекомендованным смазочным материалом для цепей UFO CeramicSpeed до того, как UFO Drip вышла на рынок. Смит не проверял Smoove, но, учитывая выводы Керина, имеется достаточно доказательств, чтобы предположить, что она может быть даже более эффективной, чем Squirt при правильной подготовке.

В любом случае, как тесты Керина, так и тесты Смита показывают, что смазка, которая не собирает песок, будет лучшей в реальных условиях. Именно это делает обработку парафином настолько эффективной. И на самом деле, именно этот принцип был ключевым фактором при разработке смазки UFO Drip от CeramicSpeed; песок буквально отскакивает от нее.

Silca, Smoove, UFO Drip

В то время как советы Керина предлагают более доступные продукты, советы Смита довольно специфичны.

«Помимо очень экстремальных условий, как для дорог, так и для MTB, я всегда рекомендую очень быструю 100% сухую смазку. Я знаю, что это можно считать предвзятым, но CeramicSpeed UFO Drip был разработан, чтобы обеспечить самые быстрые начальные числа трения (3,78 Вт или 0,73 Вт быстрее, чем у следующей самой быстрой испытанной капельной смазки, Squirt), и с минимальным увеличением от загрязнения. »

«Squirt не соответствует моему определению 100% сухой смазки», - продолжил Смит. «Когда она высыхает, она липкая. Из-за липкости она подхватит дорожную крошку. Очень редко можно найти смазку, маркированную производителем как сухую, чтобы она была на 100% сухой».

Главное обслуживать

Независимо от того, какую смазку вы решите использовать, поддержание вашей цепи в чистоте насколько это возможно, жизненно важно для получения долговечности и эффективности. Лучшие смазки отличаются своей способностью смазывать внутренние поверхности цепи и предотвращать попадание грязи, но они не являются заменой для надлежащего технического обслуживания.

«Я всегда предлагаю чистку и повторную смазку после каждой поездки или, по крайней мере, просто смазку после каждой поездки», - говорит Смит.

Если у вас нет времени на то, чтобы почистить цепь, но вы беспокоитесь о ваттах, тогда Смит предлагает, по крайней мере, повторно нанести смазку, несмотря ни на что.

«Я не видел каких-либо отрицательных эффектов эффективности, по крайней мере, повторного смазывания между поездками, даже если повторное смазывание производится по грязной цепи. Я брал много грязных цепей, наносил смазку и эффективность всегда увеличивалась».

Керин соглашается, но предупреждает, что смазка по грязной цепи часто загоняет внешнюю грязь во внутрь. Таким образом, с некоторыми смазками, хотя эффективность и улучшится, темпы износа также могут увеличиться.

«Определенно, было бы разумно смазать чистую цепь против грязной цепи. Капельные смазочные материалы всегда будут абразивными, и эта жидкость с некоторым уровнем абразивности воздействует непосредственно на металл цепи, вызывая износ. До тех пор, пока человек полностью не очистит цепь и не смажет, уровень абразивности, как правило, будет продолжать расти и расти. Это означает, что скорость износа не является линейной. Часто скорость изнашивания в первые 1000 км будет намного ниже, чем скорость износа от 3000 до 4000 км.

«В среднем можно ожидать от 3000 до 6000 км от капельных масел против 15 000 км для воска. Я видел очень ухоженные цепи, которые только что достигли отметки замены на 8 000 км, и один недавний пример, когда клиент достигал 12 000 - 0,8 мм путем обезжиривания перед каждой повторной смазкой».

Как говорится, чистый велосипед - это быстрый велосипед.

Эта история точно не закончена

Эта статья освещает только начало тестирования Керина. На данный момент Керин обнаружил ряд популярных цепных смазок, которые завоевали мир, но, по крайней мере, согласно его тестам, проваливаются с треском. Конечно, он продолжит тестировать популярные смазки в поисках следующего святого Грааля.

Смазка, идеальная для одного, не является такой для другого в зависимости от графика технического обслуживания, условий катания, стиля катания и внимания к деталям. Однако одно можно сказать наверняка: я собираюсь сварить свою цепь в воске.

Зайдите на Zero Friction Cycling, чтобы прочитать полные отчеты по смазочным материалам, протестированным на сегодняшний день.


Источник: cyclingtips.com, перевел Velohub

29.08.2019 20:20

Понравилась статья? Подпишись, что бы узнавать о выходе новых!